Рисунок испуганного мужчины в фиолетовом свитере

Как нольотходнику перестать бояться человека за прилавком

Вы когда-нибудь размышляли о том, как отказ от упаковки и ненужных вещей учит разным навыкам, сфера применения которых выходит далеко за пределы походов в продуктовой магазин? А ведь, как и навык говорить «нет», независимость от мнения окружающих, — полезная привычка, которую здорово тренировать в контексте zero waste.

Многие пишут мне, что боятся почувствовать себя неудобно, протянув продавцу/кассиру свой мешочек или контейнер. Предлагаю вам устроить коллективное самокопание и разобраться в возможных причинах таких опасений.

Причина 1: Стыд

Может ли это объясняться тем, что мы боимся натолкнуться на неприветливость (пресловутое «продавщица наорет») и испортить себе настроение? Если дело действительно в этом, то чьего именно недовольства мы боимся?

Человека за прилавком?

Да, он может проявить невежливость и недовольство тем, что вы рушите его уже доведённую до автоматизма операцию. Но я предлагаю спросить себя, чем объясняется его возмущение. Возможно, тем, что его заставили выйти из зоны комфорта, адаптироваться к меняющейся действительности и по-новому завязать узелок на мешочке? В таком случае уместен ли его праведный гнев?

Людей в очереди?

Если продавец попался нерасторопный, то ваши мешочки/контейнеры вызовут некоторую заминку. Люди в очереди начнут пыхтеть и ворчать и даже могут высказать свое недовольство вам в спину. Если это произошло, надо спросить себя, действительно ли причина их негодования — вы. Скорее всего, они недовольны тем, что продавец долго возится. То есть вина лежит на нем, а не вас, так?

Производителей пластиковых пакетов?

Конечно, когда нас будет очень много, гиганты пакетного бизнеса будут вне себя, потому что мы лишим их гигантских доходов. Вам их жалко? Мне нет.

Причина 2️: Боязнь общения

Мы так привыкли к безликим супермаркетам, что живое общение с людьми за прилавком кажется нам лишней тратой времени. К тому же мы просто-напросто разучились это делать. Всегда с наушниками в ушах, отгороженные не только от городского шума, но и от людей вокруг, мы отвыкли от случайных бесед с соседями по креслу в автобусе и людьми в очереди. Эта боязнь незапланированного общения с незнакомым человеком распространяется и на магазины, из которых мы хотим выйти с минимальными финансовыми и временными потерями. Но ведь продавцы не роботы и рады доброжелательным покупателям, не скупящимся на приветствие и несколько слов. За прилавком стоит человек со своими заботами, интересами и новостями. Не забывайте об этом.
К счастью, такие компании, как «Избенка» и «Мяснов», возрождают магазины в их традиционном понимании: продавцы там гостеприимны, а ожидание в очереди становится поводом пообщаться с соседями по кварталу. 

Возможная причина 3: Конформизм

Подозреваю, что причина может таиться и в другом. Боюсь, что часто мы просто боимся выделиться из толпы и быть не как все, боимся показаться странными совершенно незнакомым нам людям. 
Часто мы, как стеснительный подросток, которому кажется, что всем есть дело до него самого и прыща у него на лбу, стесняемся сами себя и пытаемся прошмыгнуть по жизни, вызвав минимум колебаний энергетического поля вокруг себя.  

Главные советы

Ключей к успеху в общении с людьми в общем не так много. Нужно быть:

  • приветливым
  • интеллигентным 
  • справедливым
  • идти в своих решениях до конца

Независимость мышления в действии

Вы поздоровались с продавцом и протянули ему заранее приготовленную емкость. Теперь главное:

  • внятно сказать, что именно вы покупаете и в каком количестве;
  • попросить положить этот продукт в вашу емкость;
  • улыбнуться (непременно);
  • сразу же, пока вам не успели возразить, сказать “Я пытаюсь бороться с пластиком”. Или “Я решил(а) попробовать не использовать одноразовую упаковку”. Или “Понял(а) недавно, сколько дома скапливается мусора из-за упаковки. Пытаюсь что-то с этим сделать”.

Как правило, продавцы реагируют так:

Никак. Их ничем не удивишь. Они прошли медные трубы, кризис 1998 года и блокировку Роскомнадзором кассовых терминалов.

Говорят “Это вы очень хорошо придумали!” или “Правильно, все бы так делали!” или даже “Спасибо!”. Если нет очереди, могут даже завести полноценный разговор об экологии.

Несколько раз переспрашивают, долго возятся, зовут менеджера и в итоге делают то, что просишь. Предрекают провал безотходных начинаний и недодают сдачу.

Опыт зарубежных стран

На семинарах Zero Waste Switzer­land делают даже такое упражнение: нужно разбиться на пары и разыграть минидиалог между человеком за прилавком и покупателем, который впервые пришёл в магазин со своим контейнером.

Звучит не очень, согласна. Но заготовленные фразы (особенно на разных языках, если вы любите путешествовать) — настоящие выручалки для стеснительных. Их надо продумать заранее.

Посмотрите, как это делает ЭкоВолк на рынке: